Л.Н. Вологдин, Президент Ассоциации «Агропромстрах»Аграрное производство ежегодно несет колоссальные убытки от рисковых событий. Природные вызовы выявили недостатки в отечественной системе сельскохозяйственного страхования с господдержкой. Поэтому Ассоциация «Агропромстрах», с учетом своего многолетнего опыта работы (с 1995 г.) и международной практики страхования сельскохозяйственных рисков, считает, что необходимы коренные изменения этой системы, направленные на повышение заинтересованности сельхозтоваропроизводителей.Внесение изменений в Федеральный закон от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» (далее – Закон № 260-ФЗ) в части страхования, не только не изменило крайне неудовлетворительную ситуацию со страхованием урожая и защитой интересов сельхозтоваропроизводителей при неблагоприятных погодных условиях, а даже привело к свертыванию страхования в значительной группе регионов и непосредственно хозяйств.Если в 2005 – 2007 гг. в страховании принимали участие 10 - 11 тыс. хозяйств, то на условиях Закона № 260-ФЗ их осталось немногим более 5 тыс; площадь застрахованных культур снизилась с 16 – 17 млн га в 2005 – 2007 гг. до 11,6 млн га в 2013 г. Территория застрахованных с господдержкой посевных площадей в РФ в 2013 г. составила всего 16,3% от общей посевной площади (тогда как в 2005 – 2007 гг. аналогичный показатель был на уровне 22 – 24,5%).Сложившаяся ситуация наглядно показывает, что концепция Закона № 260-ФЗ создает лишь иллюзию страховой защиты. Так, выплаты застрахованным хозяйствам к поступившим взносам в 2013 г. снизились до 16% против 65-67% в 2002 – 2006 гг. (период действия Постановления Правительства №758 от 2001 г.).Готовящиеся сейчас в Госдуме поправки носят лишь косметический характер, не меняя ситуацию на аграрном страховом рынке. Человек на земле по-прежнему остается один на один со своей бедой. Как показывает региональная практика и статистика, даже при снижении порога ответственности с 30% до 25-20%, для большинства регионов страхование останется экономически неоправданным.«Агропромстрах» призывает отказаться от попыток реанимировать не оправдывающий себя и не отвечающий интересам сельхозтоваропроизводителей механизм, а приступить к многоплановой модернизации системы сельскохозяйственного страхования. На первом этапе необходимо, во-первых, изменить существующую концепцию страхования сельхозкультур, установленную Законом № 260-ФЗ, связанную только с риском утраты (гибели) урожая. Следует вернуться к страхованию от недобора урожая – практике, хорошо зарекомендовавшей себя и в нашей стране, и в других государствах.Во-вторых, изменить существующий порядок формирования страховых резервов страховых организаций, работающих на рынке сельхозстрахования. Порядок расчета страховых технических резервов должен осуществляться на накопительной основе. Все суммы превышения страховых взносов над суммой страхового возмещения должны находиться у страховой организации и использоваться только для выплат страхового возмещения в неблагоприятные годы.В-третьих, законодательно оформить возможность оказания дополнительной поддержки сельхозтоваропроизводителям из бюджетов субъектов РФ на оплату части страхового взноса, сверх установленных Законом № 260-ФЗ 50%. Это позволит увеличить совокупный объем господдержки.В-четвертых, исключить из готовящихся поправок предложение по созданию единого объединения, т.к. оно противоречит антимонопольному законодательству и вызовет массу непреодолимых препятствий для нормальной работы страховых организаций, осложнив их взаимоотношения с сельхозтоваропроизводителями.Только после отработки вышеперечисленных вопросов, можно перейти к следующему этапу: формирование системы перестрахования сельскохозяйственных рисков на принципах государственно-частного партнерства.107139, г. Москва, Орликов пер., 1/11, оф .608а тел. +7 (495) 258-86-64 Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.